Суперсооружения: Эйфелева башня (Париж)

Эта башня задумывалась как временное сооружение, подлежащее сносу, а стала всемирно известным символом Франции, и пережила многие памятники архитектуры. Речь идет о творении французского инженера Гюстава Эйфеля, названном в его честь – Эйфелевой башне (фр. la tour Eiffel).

Во время проведения Всемирной выставки 1889 года башня должна была служить входной аркой. После чего ее планировали снести, однако этому не суждено было случиться, наступила пора повсеместного внедрения радио, башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху.

Справедливости ради, стоит отметить, что идея башни принадлежала не самому Эйфелю, а двум его сотрудникам: Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Еще задолго до выставки, 18 сентября 1884 г. все они получили совместный патент на проект башни, однако впоследствии Эйфель выкупит у них исключительное право на него. Башню начали строить на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену. В строительстве, которое продлиться чуть более двух лет, будут задействованы 300 рабочих.

Суперсооружения: Эйфелева башня (Париж)

Для того, чтобы ускорить сроки возведения конструкции, были разработаны очень точные чертежи. В них были указаны размеры 12 000 металлических деталей, которые затем скрепили 2,5 млн заклёпок.

Детали для башни изготавливали заранее: в них сверлили отверстия для заклепок, и проклепывали большую часть деталей еще на земле.

Помимо обычной строительной техники применяли специально разработанные Эйфелем мобильные краны – они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. И это была не единственная разработка талантливого инженера. Котлованы для опор башни, рыли по методу Эйфеля, который он ввёл при строительстве мостов. Рабочее пространство 16 кессонов наполнялось накачанным под давлением воздухом, это не давало грунтовым водам просачиваться и мешать рытью канав.

Суперсооружения: Эйфелева башня (Париж)

Непростым этапом строительства стало строительство первой платформы. Деревянная арматура удерживала 4 наклонные опоры и массивные балки первой платформы. В свою очередь, 4 наклонные опоры держались на забитых песком металлических цилиндрах. Постепенно песок выпускали и устанавливали, таким образом, опоры под правильным наклоном.

Постепенно работа продвигалась. Уже 31 марта 1889 года, Эйфель пригласил нескольких чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней. Вес металлического остова башни составил 7 300 тонн, тогда как полный ее вес равен 10 100 тонн.

Нижний этаж подобен пирамиде – 129,2 м каждая сторона в основании. Пирамиду образуют 4 колонны, смыкающиеся на высоте 57,63 м арочным сводом. Именно на своде находится первая квадратная платформа Эйфелевой башни – 65 м в поперечнике. На этой платформе держится второй этаж, также в виде пирамиды, образуемый 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находятся, на высоте 115,73 м, вторая платформа – квадрат 30 м в поперечнике.

Четыре колонны на второй платформе, постепенно переплетаясь, образуют высоченную пирамидальную колонну в 190 м, несущую на себе третью платформу (на высоте 276,13 м), квадратной формы и 16,5 м в поперечнике. На третьей платформе маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка, имеющая 1,4 м в поперечнике. Лестницы со 1792 ступенями ведут на башню, для менее спортивных посетителей, желающих увидеть Париж с высоты, есть лифты.

Суперсооружения: Эйфелева башня (Париж)

На первой платформе был расположен ресторан; на второй платформе помещались емкости с машинным маслом для лифта и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 км.

В январе 1887 г. Гюстава Эйфель и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн. золотых франков, составившую 25% всех расходов на строительство башни.

Итоговые расходы на строительство составили 7,8 млн франков. Башня окупилась уже за период выставки, а её последующая эксплуатация и по сей день приносит серьезный доход, о котором другие достопримечательности Парижа могли бы только мечтать.

Суперсооружения: Эйфелева башня (Париж)

Раздел: