Deepsea Challenger достиг дна Марианской впадины

Кинорежиссер Джеймс Кэмерон с успехом завершил погружение на дно Марианской впадины, находящейся примерно в 320 километрах к юго-западу от тихоокеанского острова Гуам. Он исследовал Бездну Челленджера - самую глубокую точку Марианской впадины Подводная эпопея началась 25 марта в 21:30 по Гринвичу (около 00:30 по Москве 26 марта), а уже через пару часов "ДипСи Челлендж" достиг дна на глубине в 10898 метров. На поверхность батискаф Кэмерона поднялся около 06:00 по московскому времени. Спуск аппарата на дно занял занял 2 часа и 36 минут, а подъем всего 1 час и 10 минут.

Такое путешествие стало реальностью благодаря специально разработанному одноместному батискафу под названием Deepsea Challenger, оснащенном специальным оборудованием для фото- и видеосъемки под водой. Устройство весом 11 тонн и длиной более 7 метров было разработано и построено по заказу Джеймса Кэмерона в Австралии (см. заметку "Глубоководная субмарина Джеймса Кэмерона").

Созданный батискаф переворачивается в океане и вертикально опускается вниз. По принципу действия он похож на вертикальную торпеду, которая скользит сквозь толщу воды на большой скорости.

Отсек, в котором находился Камерон, представлял собой металлическую сферу с толстыми стенками, выдерживающими давление в тысячу атмосфер. Из-за технологических особенностей внутренний диаметр сферы составляет всего 109 см, а это значит, что режиссеру пришлось сидеть, свернувшись, он не мог вытянуть ноги и едва мог пошевелить руками в течение многих часов. Режиссер имел доступ кислорода, был защищен от холода и от глубоководного давления, но об удобстве не было и речи.

Изнутри сфера оборудована экранами, пультом управления. Справа от пилота специальное устройство подает кислород и поглощает углекислый газ, а с левой стороны от него находится приборная панель с множеством кнопок, управляющих всем устройством. В паре сантиметров от лица пилота – экран, на который проектируется изображение, снятое камерой Red Epic 5K, которая имеет более широкий угол обзора, чем у пилота. Сенсорный экран рядом с помогает ему контролировать все от заряда батарей до уровня кислорода.

Инженеры сделали отсек пилота сферическим, потому что он должен был быт одновременно легким и прочным. Если бы они сделали отсек пилота в виде цилиндра, то корпус должен был бы быть в три раза более толстым, чтобы противостоять давлению. Для этого они также сделали стальную 2.5-дюймовую (6.4-сантиметровую) оболочку. Корпус, был дважды проверен в барокамере государственного университета Пенсильвании.

Остальные детали субмарины сделаны из специально разработанной синтактической пены, похожей на материал, из которого делаются доски для серфинга. Ее выталкивающая сила помогает батискафу подняться обратно на поверхность океана.

Батискаф имеет механические "руки" для сбора подводных камней и грунта. С режиссером работают ученые и исследователи, которые надеются, что погружение поможет открыть новые виды подводных животных и растений.

Более трех часов исследователь потратил на изучение глубин Марианской впадины, он взял образцы пород и живых организмов, провел киносъемку, используя 3D-камеры. Кадры, снятые во время погружения, войдут в новый документальный фильм.

Многомиллионные затраты на организацию экспедиции были финансированы самим Кэмероном, а также компанией - производителем известной марки часов Rolex и телеканалом National Geographic.

Дон Уолш, участвовавший в первом погружение на дно Марианской впадины 50 лет назад, на восьмом десятке жизни присоединился к команде Кэмерона.

К его батискафу вскоре могут присоединиться другие субмарины, создаваемые для изучения морских глубин.

Одна из них - это подводная лодка DeepFlight Challenger, которую при поддержке владельца компании Virgin Ричарда Брэнсона создал бывший инвестор в недвижимость Крис Уэлш.

Дизайн субмарины заимствован у самолетов. Уэлш говорит, что он "полетит" на ней к глубинам океана.

Тем временем Эрик Шмидт из компании Google финансирует создание другой субмарины Doer Marine по технологии американских подводных лодок. Планируется, что в ней будут работать от двух до трех человек.

Компания из американского штата Флорида Triton Submarines намеревается построить гигантскую стеклянную сферу для отправки на океаническое дно туристов по билетам ценой 250 тысяч долларов.

Таким образом, Кэмерон стал первым в истории человеком, совершившим одиночное погружение к самой глубокой точке мирового океана. До него единственными людьми, побывавшими в самой глубокой точке мирового океана, являлись Дон Уолш (Don Walsh) и Жак Пикар (Jacques Piccard), совершившие 23 января 1960 года погружение на батискафе "Триест".

Источник: http://deepseachallenge.com

Deepsea Challenger достиг дна Марианской впадины

Раздел: